gototopgototop
Get Adobe Flash player

Еще раз про Крым

Крым – как много в этом слове…

Официальные сборы Хмельницкой ФАиС должны были состоятся на Форосе с 1 по 10 мая, весь народ, а это альпинисты из Хмельницкого, Черновцов, Севастополя, Симферополя, Волочиска должны были собраться под скалой Парус к 1 мая.

Но мне и двум моим друзьям захотелось повторить наше прошлогоднее приключение с более ранним выездом и самостоятельным хождением, что дает возможность ходить на маршруты без мучительных «паровозов» и подарков в виде летящих камней от впереди идущих связок. Как показало время, решение было правильным, всю первую неделю нашего пребывания на Форосе все стены были свободны, лезь куда хочешь. Но все по порядку.

24.04.10

Собрались мы в 12 часов дня на ж/д вокзале города Хмельницкого. Мы это: Виталик, наш главный спец по газовому, электрическому оборудованию и самодельному железу (работа обязывает, однако); Витя – главный халявщик и расп@#$й, а также по совместительству главный доставальщик всяких вкусностей и бонусов (тетка в Ялте это круто!), короче настоящий студент, этим все сказано; Саня – автор статьи, идейный вдохновитель выезда, выполняющий обязанности руководителя, инструктора, завхоза и главного забойщика.

Виталик                                                                      Витя

Я

В поезде было выпито традиционное пиво, потом не менее традиционное вино, до менее традиционной водки не добрались за отсутствием таковой, спортсмены мы или кто? Где-то к 5 вечера меня сморило сном, сказалась нагрузка последних дней на работе и сидение за компом на офисе до полдесятого. Помню были попытки издевательства над моим бесчувственным телом, но я потом жестоко отомстил всем посягателям на заслуженный отдых на первом же маршруте. Вообщем меня успешно отключило до утра, наконец-то я выспался!

25.04

Прибытие в Симферополь было отмечено набегом на знакомый привокзальный винный магазинчик, где был закуплен стратегический запас вина и заходом на базар за свежей капустой (не баксами) и прочей зеленью. А также был выведен следующий закон – цена на маршрутку уменьшается прямо пропорционально удалению от перрона ж/д вокзала и обратно пропорционально жадному блеску в глазах водителя. После недолгих поисков удалось найти цену с первоначальных 200 гр.с человека до окончательных 60 гр.

Ехали на Форос через Ялту, по дороге без особого удивления наблюдали кучи снега на склонах гор, весна в этом году в Крыму задержалась, даже на склонах Ай-Петри возле Ялты был снег, чего я еще не наблюдал в весеннем Крыму. А лес, который мы проезжали даже и не думал еще зеленеть.

Водила нас довез до кафе под Парусом, после выгрузки из автобуса сделали быструю разведку местности, и с огорчением обнаружили, что поляну на которой мы рассчитывали остановится уже заняли Харьковские сборы. Хотя потом мы не пожалели о таком соседстве, было у кого оставлять на хранение вещи, когда шли на маршрут или просто погулять. Поставили мы наши палатки на соседней с Харьковчанами полянке, отметили приезд и никуда лазить не пошли…, не подумайте ничего плохого, кружкой вина нас с ног не свалишь, просто в 5 вечера никуда идти лазать уже не хотелось. Разобрали снарягу на завтрашний маршрут, сложили в два рюкзака и завалились спать, все еще не веря, что мы уже в Крыму и завтра идем на Гору.

26.04

Еще когда я сочинял план восхождений, с самого начала решили не тратить время на разлаживание и занятия по организации точек страховки и тд., всем этим мы неплохо занимались на тренировочных выездах и занятиях в зале. Сейчас нам предстояло узнать, правильное это было решение или нет.

Для разминки решили вылезти на Мшатку-каю по маршруту Филатовой, 3Б категории сложности. Я с Виталиком в прошлом году ходил этот маршрут, для Вити Филатка должна была стать первой 3Б в жизни.

Хорошо когда нет очередей на маршрут, можно спокойно выспаться и не бежать под стену с языком на плечах, пытаясь встать в главе паровоза. Как белые люди мы подошли к началу маршрута к 10 утра, перед нами никого, за нами одна двойка. Поскольку я руководитель и редкая редиска, весь маршрут мой, все веревки я иду первым.

Первая веревка пошла несколько тяжеловато, сказывается, что на гору лазил последний раз на Кавказе, еще в прошлом году. Вторая веревка прошла уже полегче, ну а дальше я решил несколько разнообразить маршрут и пролезть начало третей веревки не там где ходят все нормальные люди (щели левой стороны контрфорса), а через камин по центру контрфорса. Камин я со скрипом пролез, порадовав народ своим эмоциональным словесным описаем данного варианта маршрута. После пролаза камина остальными участниками связки, на голосовании поднялся вопрос, что со мной делать – скинуть с стенки сразу, утопить в первой луже и тд., кончилось тем что я потребовал себе пиво за  внесение элемента новизны в стандартный маршрут…, и все согласились :-).  Ну и конечно самый кайф маршрута косая щель, после висячей сосны, понравилось всем, особенно Вите, который на восхождениях такое еще не лазил.

Вылезли на верх, на яйле деревья даже и не думали еще распускаться, много болота, оказывается мы на Форос привезли погоду :)  На прошлых выездах сложилась традиция – после восхождения по бутылочке пива возле Фороской  церкви, сейчас же пришлось традицию сходу ломать, пива – НЕТ, заменили мороженным. Дальше вниз в лагерь.

27.04

На сегодня было решено сходить прошлогодний должок – Ухо (4А) на Мшатку (в прошлом году была душераздирающая история с трехдневными попытками начать маршрут, которые так и не были успешными из-за капризов погоды). Подход под маршрут прошел успешно, перед нами никого, за нами тоже – ляпота, только какая-то заблудшая группа прошла мимо в сторону Триангуляции или Треугольников (не знаю, что там делать, я не сторонник сыпушных маршрутов). Из-за своего крайнего эгоизма опять, почти весь маршрут я лез первым (обычно эту привилегию у меня может отобрать только наш главный батька-инструктор Гриня, по причине неприлично громкого голоса, или постоянный напарник по связке Олег, по причине еще большей врожденной наглости).

Скажу сразу Ухо – это класс, маршрут который хочется пройти еще не раз, один из самых  запоминающихся, хотя как по мне для 4А это очень сильный маршрут. Остальной народ в составе Вити и Виталика вообще был в экстазе, первая 4А для обоих, да еще и такая.

Одно плохо, после третей веревки замерз на ветру до состояния легкого посинения, срочно захотелось себе вместо полорки что-то типа виндстопера (в последствии я еще не раз об этом вспоминал), а если б была веревка 60 м, вместо наших пятидесяток, смог бы долезть до безветренного места.

Люди покупайте себе 60-ки, не пожалеете!!!

28.04

Когда-то я был наслышан об весьма специфичном маршруте Коля-Толя (3Б) на Малый Кильсе-Бурун, вот и зрела постепенно мысль узнать что-же там такого специфичного.

Из описаний у нас были распечатки Брынзовских описаний, с очень «удачными» ракурсами фотографий маршрута. После долгих консультаций по телефону с отцом-командиром Гриней, начало маршрута было успешно найдено. По взаимной договоренности с Витей и Виталиком я брал на себя одну ключевую веревку (вторую) остальное все их (еще бы, если б я и тут все веревки прихватизировал, меня бы точно ногами отпинали).

Первую веревку Витя прошел без проблем и быстро, только из своей мелочной подлости и изворотливости пролез через самую гущу зарослей, чем заслужил в свой адрес целую кучу эпитетов. Вторая моя, начало ободряет, узкий камин с раскрывающимися зализанными  стенами без зацеп. Пришлось забиваться в камин, в результате почувствовал себя закладкой, ноги висят в воздухе, руки вверху, зацеп нет, наверное худеть надо… После камина дерево, траверс вправо, с длиннющей оттяжкой на дереве (петля 2 м), и серьезное лазание  с ИТО до следующей станции, совсем не веревка для 3Б, таких еще 3-4 веревки и была б пятерка.

Дальше до выхода на гребень две веревки Виталика, я иду третьим на жумаре, собирая оставленные на перегибах точки, и выбивая крючья, которые почему-то захотелось Виталику забивать. Особенно меня порадовали два крюка на станции собранной перед выходом на двоешный гребень. Один даже не трогал, швеллер разлезся на три части, выбивать смысла нет, может кому сгодится. Второй, вертикалку, выбил после получасового махания молотком, и порванного автомобильного карабина на выдерге. Здоровый же забивальщик попался…

Он пролез вторую веревку

Начало третьей веревки

После второй веревки остальные 4 до яйлы полное разочарование и отстой, знали бы что нас ждет, сдюльфернули после ключевой веревки.

В итоге получилось главное разочарование выезда. Весь маршрут заключается в одной боевой веревке, остальное сыпушно-развалюшное, ничего интересного.

29.04

День отдыха. Солнце, море, пиво, пляж, нудистский конечно, прогулка по Форосу. Жизнь удалась. Витя поехал к тетке в Ялту, мы с Виталиком развлекались ничегонеделанием, всеми вышеперечисленными способами, и так до отбоя.

30.04

В планах на этот день самый ожидаемый мною маршрут Карнавал (4А) на Мердвень-каю. А почему так сложилось, надо рассказать небольшую предысторию. Еще в далеком 2005 году, будучи в рядах доблестной Украинской армии, мне довелось служить в Фороском пограничном отряде, застава наша находилось в пределах прямой видимости под стенами Мердвень-каи, и с плаца части были видны гроздья альпинистов, лезущих на Карнавал и мультипитчи. Доходило до смешного, народ бегал в село за самогоном, а я под стены смотреть на маршруты и ронять слюни. Такая вот ирония судьбы.

Под маршрут добрались к 11 часам, к сожалению не успели, перед нами пошла группа из трех человек, но мы не гордые подождем. Виталик не захотел лезть такой маршрут в тройке, решив не портить себе будущее удовольствие, когда-нибудь он его сходит в двойке, а пока идем мы с Витей, отдав Виталику все что можно, даже кроссовки. Виталик пошел вверх, в обход по Чертовой лестнице, дожидаться нас.

Выпустив предыдущую группу на две веревки, мы полезли маршрут. И с самого старта я умудрился отправить Витю вверх не по описанию (вместо того чтоб обойти стенку слева, облезли справа), ну ничего, Витя, парень крепкий, пролез. Затем ключевая веревка моя, на второй веревке сильное и интересное лазание, очень понравилось. Третья тоже моя, когда подлазил к третей станции, на ней еще находилась девушка из идущей впереди группы. Тесен мир, я догнал ту самую девчонку, которую мы догоняли в прошлом году на маршруте Хацкевича (5А) на Тютю-баши (здесь). Поговорили, повспоминали, немного посмеялись. Подождав пока уйдет впереди идущая команда, без приключений закончили маршрут.
По общим впечатлениям  маршрут настоящая БОМБА, не зря я столько времени хотел его пройти. Настоятельно всем рекомендую.

1.05

Должна приехать вся банда, ой извините, весь состав официальных сборов Хмельницкой ФАиС, уехать Виталик (работа позвала),  тишина закончилась. В тоже время Харьков проводил один из этапов своих всеукраинских соревнований по скалолазанию, в порядке братской взаимопомощи меня с Витей мобилизировали на участие в соревнованиях, просто так, для создания массовки и представительства всех регионов Украины. Как говорится, – «Партия сказала надо – комсомол ответил есть», в роли партии выступил неоднократно упоминаемый здесь батька атаман, то есть президент ХмФАиС Гриня.

Успешно зарисовавшись на соревах, я с Витей сбежали оттуда до их окончания, в связи с готовящимся глобальным переселение душ, перемещением на другую поляну, где хватало места всем приехавшим.

Приехал мой напарник по связке Олег Шмуриков, начинается серьезное хождение :-).

2.05

На этот день запланировано расхаживание моего напарника, для чего выбран маршрут Камин (2Б) на массив Челеби. Классная техничная двойка, с совсем не двоешным лазанием, пришли в 9 утра и все равно в паровоз попали, но не долго, ребята впереди быстрые попались. Мы шли первой командой, за нами еще две наших группы, как старшим товарищам, нам с Олегом пришлось сидеть на верху и дожидаться пока не вылезут все, но даже из этого мы извлекли пользу, как люди не удовлетворенные желудочно, подъедали перекусы всех поочередно вылезающих групп.

Поели, поспали, полюбовались морем, насмотрелись на летающих стрижей. Как по мне, абсолютно не нормальные птицы, ни секунды полета не могут провести без фигуры высшего пилотажа с пятикратными перегрузками, а когда лезешь по стенке кажется возле тебя свистят не птицы, а пролетающие мимо, на хорошей скорости, булыжники, стремные они какие-то.

3.05

Процесс разлаживания уже нас обоих продолжается, запланирован к восхождению маршрут Классика (4Б) на Кильсе-Бурун. Описание с сайта mountain.ru грозит двумя ключевыми веревками, первой и седьмой, и проблемами с организацией страховки на завершающей восьмой веревке. Хочется сказать спасибо автору описания Александру Кузмицкому за толковое и соответствующее реальности описание (здесь).

Первые две веревки должен лезть Олег, я следующие две. Где-то за полчаса он веревку прошел, дальше лезть моя очередь. Отрываюсь от земли на 3 м и понимаю что оттяжку снять с лазания у меня не выйдет, а с учетом того что до земли совсем немного, есть неплохой шанс плотно приземлиться  пятой точкой прямо на старт маршрута. После недолгого раздумья кричу Олегу крепить перила и достаю жумар. Вторая веревка представляет собой сборище живья и разрухи, Олег по-джентельменски уступает мне эту веревку, я c не меньшей вежливостью отказываюсь. Третья веревка моя, прилажу на станцию и понимаю, что меня сегодня ну совсем не тянет работать первым, причем настолько явно, что согласен даже спрыгивать с маршрута, что это было просто лень, усталость или предчувствие я так и не понял. Хорошо иметь классного напарника, Олег сразу все понял и полез дальше все веревки первым. У меня еще было смутное желание пробовать лезть первым на седьмой и восьмой веревках, на после того как порезал палец на правой руке, возникла железная отмазка не высовываться вперед. Не смотря на мою моральную неустойчивость долезли маршрут спокойно и с удовольствием. Олег из-за своей природной изворотливости даже на местах с обещанным отсутствием страховки находил где заложиться.

На спуске в магазинчике возле церкви наконец-то появилась ПИВО! Старая добрая традиция вернулась!

4.05

Сегодня я с Олегом должны сделать качественный шаг вперед в нашей альпинистской биографии. Идем на свою первую самостоятельную крымскую 5А, для этого был выбран мегакласический маршрут Кант-по-Канту на Фороском Канте. От моей моральной неустойчивости не осталось и следа, заведен на борьбу и самоуверенности выше крыши. Это выразилось тем, что все сложные и ключевые веревки на маршруте я отхватил себе, которые в итоге и пролез с большим удовольствием. Олегу достались верхние веревки, уже не сложные, но все равно интересные. Вылезши на верх долго обнимались и кричали на радостях. Первая пятерка в Крыму, классный маршрут, который пролезли приятно, спокойно и без напряга. Есть чему радоваться.

Начало второй веревки

Станция после ключа

5.05

Отдых. Просто отдых.

Мы же не крутые спортсмены, а любители, отдыхать очень любим. Само-собой  море, пляж нудистский, хорошая компания, пивной алкоголизм. Что еще нужно для полного счастья

Пляж                                                            Снаряга на завтра

6.05

Олегу пришла дурная идея в голову, а я как обычно не смог отказаться. Рядом с Кантом-по-Канту проходит красивейший маршрут Рыжий Угол (5А), но есть пару но – это раздетая 5Б, уровень сложности маршрута значительно превышает пройденный нами Кант-по-Канту, да и просто смотрится намного суровее. Ну да ладно, когда-то все равно надо начинать ходить серьезные маршруты, почему бы не сегодня.

Договорились о таком порядке действий, согласно описанию ключевые первые две веревки – мои, следующие две Олега, и так по-очереди через две веревки. Если не пойдет всегда можно свалить вниз. Первые две веревки должны были стать показателем нашей, ну или хотя б моей, готовности. Заодно решили экономить силы, если пошло сложное лазание, не пыжиться, а доставать жумар и самохват.

Первая веревка. Вроде все нормально, ничего особо сурового нет, хотя в одном месте приходится придержаться руками за оттяжку, без этого пролезть тяжеловато. На радостях что стартанули маршрут утащил наверх жумар и самохват, пришлость потом отдельно спускать Олегу.

Вторая веревка. Смотрится намного печальнее, есть два варианта прохождения. Первый – вертикальная, слегка нависающая, зализанная щель. Второй – уходящая слегка вправо щель, которая загибаясь полумесяцем, приводит к станции на дереве (R2). Мною был выбран второй вариант. Щель оказалась на редкость паскудной, заложится в ней очень проблематично. На пяти метрах я поставил шесть точек, без уверенности, что хотя б одна меня выдержит. Пролез я с второй попытки (первый раз возвращался отдыхать к шлямбуру возле станции), из-за неуверенности в своих точках пришлось лезть чисто и красиво, не подгружая точки и веревку, совсем как в буржуйских фильмах. После метров десяти легчает, появляется старинный кованый крюк, не вызывающий сомнений в своей надежности, спасибо предкам.

Маршрут снизу                                    Станция после шестой веревки

До яйлы еще одна веревка

Третья и четвертая веревки Олега. Вроде немного попроще, но и на них есть где наработаться, такой халявы как на Канте-по-Канту уже нет, все веревки серьезные и рабочие. Я решил пройти их лазанием, не хотелось пропускать такое удовольствие.

Пятая веревка. Шлямбурная дорожка от одной станции до другой, мы немного отклонились вправо от классической линии маршрута и пошли новым вариантом. Где-то на тридцатом метре случилось одно забавное событие. Делаючи сложный перехват замечаю летящую сверху тень, резко поворачиваю голову вправо и наблюдаю в пятнадцати метрах от себя бейсера раскрывающего парашют на одном уровне со мной. Наверное тихо наблюдать я не смог, потому что внизу Олег уже меня собрался ловить :-). Мужик, кстати, поздновато раскрылся, еще бы треть секунды и въехал бы с размаху на положительный участок стены, ему до стенки около метра оставалось. Данное событие несколько поколебало мою психологическую устойчивость, в адрес улетающего бейсера раздалось пару крепких фраз, но вряд-ли он меня услышал… Все-таки не каждый день видишь возле себя падающее тело, на скорости ведь рюкзак с парашутом не сразу заметишь.

Шестая веревка. Интересное и сильное лазание, местами заставляло хорошо задуматься, как же тут лезть. Станцию пришлось собирать на своих точках. Полный комплект удовольствий.

Седьмая и восьмая веревки. Лез первый Олег, лазание равномерно сложное, 5с-6а, местами встречаются шлямбура, но что приятно, без особого избытка, есть где самому поработать. Долез весь маршрут лазанием, не хотелось портить себе удовольствие и браться за жумар.

По общим впечатлениям очень серьезный и интересный маршрут, с хорошим уровнем лазания, халявы нет нигде, работать нужно на каждой веревке. Как для первой пятерки в Крыму слишком сложен.

7.05

Дурных мыслей ни у кого в головах не обнаружилось, решили просто отдохнуть. Рыжий угол нас неплохо вчера вымотал. Ну а программа отдыха стандартна (смотри выше :-).

8.05

На этот день запланирована заминка.

Где-то краем уха мы слышали что маршрут «Семерка» на Форканте, халявная 5А. Захотелось проверить на личном опыте, что такое халявных 5А.

Да, там на самом деле есть пару простых веревок, но это с успехом компенсируется остальными веревками. Особенно девятой, которая идет в обход серии небольших карнизов. Я, по глупости, решил первый раз на пятерке схалтурить и прожумарить. Это была очень большая ошибка, вися на жумаре, на динамике, снять оттяжку, в которой веревка перегибается под углом 90 градусов, особый вид самоистязания. В моем личном антирейтинге данные перила заняли почетное первое место.

На маршруте

Выход на яйлу

Главной достопримечательностью маршрута служит, несомненно, грот, на окончании седьмой веревки. При большом желании в этом гроте можно поставить две палатки, или затащить автомобиль, влезет точно. А так, очень даже хороший маршрут, без всяких намеков на халяву.

Грот                                                           Станция на яйле

9.05

Олег утром, с частью народа, уже уехал домой. А я остался предоставленный сам себе, лезть уже никуда не хотелось, наступило насыщение. Весь день гулял в одиночестве, говоря Крыму до свиданья.

Остальной народ разбрелся кто куда. Одни дохаживали крайние в этом выезде маршруты, другие цепляли новый стульчик на Вилке (3А на Мшатке), взамен старого, который уже давно рассыпался, кто-то тоже гулял и получал удовольствие просто от пребывания на природе.

Вечером уже в темноте пошли на пляж, пить вино и смотреть на море. А ночью пошел первый дождь за две недели…

10.05

Утром наша небольшая группа в 8 человек словила попутку и уехала в Севастополь на утреннюю электричку до Симферополя. Так закончились сборы Хмельницкой ФАиС и мои приключения в Крыму.

В итоге, эти сборы оказались самыми насыщенными и результативными за всю историю выездов нашей секции в Крым. А для меня, этот выезд оказался незабываемым в плане полученного опыта и красоты пройденных маршрутов.